[на главную страницу]

  Новости | Об АИП | Деятельность | Документы | Форум

Обратная связь

  • Правовые аспекты
  • Заказчикам
  • Технологии
  • Оборудование
  • Программы
  • Партнерство изготовителям
  • История резиновых штампов
  • «Штампоизготовители России»
  • Регистрация в «Базе штампоизготовителей»
  • Сертификация в системе "ПечатьСерт"
  • Сборник материалов по печатям ГОСТ Р 51511-2001








    НОТАРИАТ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Начальник гербовой печати

    Президент Федеральной нотариальной палаты России Евгений Клячин: "Если договоры ипотеки будут заключаться без участия нотариусов, то может рухнуть вся система нотариата в стране. Нотариусы закроют свои конторы и уйдут из профессии"

    Отказавшись от обязательного нотариального удостоверения сделок по недвижимости, государство оставило гражданина один на один с еще несовершенным рынком. Теперь обеспечение безопасности сделки стоит куда дороже, чем раньше

    На этой неделе Госдума должна снова обсудить пакет законопроектов по формированию рынка доступного жилья, в числе которых дополнения в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Законодатели решительно настроены принять новые правила игры, которые устранили бы излишние административные барьеры, препятствующие развитию системы кредитования под залог недвижимого имущества. Одним из таких барьеров был назван нотариат, а потому законодатель предложил обойтись без нотариального удостоверения ипотечных договоров, заменив их простой письменной формой. О том, что может из этого выйти, "Итогам" рассказывает президент Федеральной нотариальной палаты России Евгений Клячин.

    - Евгений Николаевич, известно, что решение исключить нотариальное удостоверение сделок по ипотеке вызвало настоящий шок в нотариальном сообществе. Из-за чего столько шума?

    - Если говорить только о нотариусах, то это решение законодателя равносильно для них запрету на профессию. Но главное, конечно же, не в этом. Законодатель, исключив нотариуса из процесса удостоверения сделок с недвижимостью, поставил под удар правовую безопасность наших граждан. Государство, по сути, сказало гражданам: "Сами договаривайтесь друг с другом, сами пишите договоры и сами расплачивайтесь за свою юридическую неграмотность". Поймите, не могут, да и не должны все российские граждане быть юристами. А значит, они не могут и не должны владеть искусством (кстати, весьма сложным) составления юридических договоров. Конституция гарантирует гражданам право на получение квалифицированной юридической помощи. Многие понимают эту конституционную гарантию так: если с человеком случилась беда, то государство даст ему в помощь адвоката. Но зачем доводить до беды? Квалифицированная юридическая помощь должна быть своевременной. И нотариус существует как раз для того, чтобы беды не случилось, чтобы человека не обманули, не отобрали у него его собственность. Без юридического сопровождения всегда есть большой риск того, что одна из договаривающихся сторон обманет другую. Задача нотариуса - объяснить людям смысл и значение того, что они делают, да еще проверить, те ли это люди и насколько они дееспособны. И если договор противоречит закону, нотариус должен отказать в удостоверении договора. А еще он, ко всему прочему, несет полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности, страхуя тем самым законность сделки.

    Кстати, результат перехода к простой письменной форме удостоверения договора купли-продажи недвижимости сказался немедленно: количество споров в судах по недвижимости существенно возросло. У нас, к сожалению, нет точной статистики о негативных последствиях перехода к простой письменной форме, но не потому, что этих последствий нет. Просто судебный департамент не ведет учет таких данных. Соответственно и издержки граждан увеличились. Адвокат - удовольствие не из дешевых. Да и повышение нагрузки на судебную систему также не отнесешь к положительному результату.

    - Давайте вернемся к ипотеке...

    - Много ли человек, который получает ипотечный кредит, знает о том, что это такое и каких подводных камней и лукавых формулировок опасаться? Без профессионального юридического сопровождения он оказывается в неравных условиях с банком, который имеет юридическую службу и куда более сведущ в этих делах. И, как я уже сказал, в результате этого решения может рухнуть вся система нотариата в стране. Я нисколько не утрирую ситуацию. Сегодня нотариусы выполняют огромное количество копеечной, почти бесплатной работы: сейчас до 80 процентов всех нотариальных действий - это копии документов, подписей и доверенности. И выживают нотариусы исключительно за счет удостоверения договоров ипотеки и залога недвижимого имущества. Речь идет не столько о гражданах, сколько о юридических лицах. Они закладывают очень разные объекты: и самолеты, и морские суда, и нефтяные вышки. Исчезнет это, и тогда нотариусам останется только свидетельствовать копии и вести наследственные дела, а эту работу и юридической трудно назвать, и никаких доходов она не приносит. Одним из основных условий деятельности латинского нотариата, который успешно действует сейчас более чем в 70 странах мира и в России, является его самофинансирование. Может показаться, что нотариусы борются за свои доходы. Да, потому что получают их за дело. Президент очень точно сказал в одном из интервью: "Во французской системе если нотариус поставил печать , то это не просто закон, а железобетонное решение. И ошибиться нотариусу нельзя, потому что тогда он обязан возместить ущерб. Две ошибки - и он разорен. За этот риск они получают там огромные деньги". А снижение доходов приведет лишь к тому, что квалифицированные юристы нотариусами работать не станут, уйдут. Тогда и копию заверить, и наследственное дело открыть будет некому.

    - Не станет частных нотариусов, просто прибавится работы у государственных, разве это не так?

    - Дело в том, что государственные нотариусы у нас есть далеко не везде: сейчас в 37 субъектах Федерации - только частнопрактикующие. В том числе и в Москве. По состоянию на конец 2003 года в России всего было 6350 частнопрактикующих и 450 государственных нотариусов. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Ведь государственный нотариус - это чиновник, работающий в управлении юстиции. Он не несет никакой имущественной ответственности за свою деятельность и не обязан ее страховать. Пока в стране не было частной собственности, такой нотариат всех устраивал. А вот когда она появилась и в условиях рынка понадобилось ее защищать, потребовалась другая система, при которой нотариус реально отвечает за совершаемые действия. Так что если государство пойдет по пути ограничения компетенции нотариата, то Россия вынуждена будет вернуться к неэффективному, затратному, не обеспечивающему права граждан государственному нотариату.

    - По-вашему выходит, что кому-то выгодно развалить институт частного нотариата. Кому?

    - Это выгодно тем, кто хочет получать от граждан деньги и никак за это не отвечать. Например, банкам, ипотечным компаниям, может быть, регистраторам. Нотариус очень неудобная фигура: он же проверяет, задает вопросы, на которые иногда отвечать откровенно многим не с руки. И, конечно, страховщикам. Ведь когда человек обращается к нотариусу, он в одном лице имеет страховую компанию и адвоката: его и консультируют, и страхуют, и гарантируют возмещение убытков в случае ошибки. Полная имущественная ответственность нотариуса предполагает обязательное страхование своей деятельности. Те, кто занимается серьезными сделками, бывает, страхуются на миллион долларов, чтобы гарантировать клиенту возмещение убытков. Заключая договор в простой письменной форме, человек должен будет сам идти в страховую компанию и платить уже не 1,5 процента от цены договора, а 2 или 3. Плюс услуги юриста.

    - То есть дешевле и быстрее оформление ипотеки не станет?

    - Конечно, нет. Деньги, которые взыскивал по закону нотариус, когда существовало обязательное удостоверение сделок с недвижимостью, тут же ушли к риелторам, всяким фирмочкам, которые сидят при регистрационных палатах и составляют договоры. Они ведь юридические только условно: просто набирают текст договора, и все дела. А механизма, обязывающего их нести ответственность за все, что там написано, нет. Ипотека в нашей стране имеет определенную специфику. Взять, к примеру, цены на жилье. В разных районах нашей страны они разительно отличаются друг от друга. Поэтому мы предлагали - раз есть субъекты, в которых нотариальная пошлина становится существенным дополнением к расходам на оформление ипотеки, введите регрессивную шкалу, снижающую тариф в случае высокой стоимости недвижимости. Но наши доводы, к сожалению, так и не были услышаны.

    - Представим себе, что законы позволяют обойтись без нотариусов. Что тогда?

    - Тогда по любому вопросу - в суд. Вот только готовы ли мы? Вспомните слова президента: суд у нас еще не стал ни скорым, ни правым . А значит, надо сделать все, чтобы предотвратить споры, а именно предупредительным правосудием нотариат и занимается. В странах континентальной правовой системы, с развитым нотариатом и обязательным (европейцы не понимают - а как же иначе?!) удостоверением договоров нотариусами, судебные издержки в 3,5 раза меньше, чем в странах англосаксонской правовой системы. В той же Франции судебные издержки от ВВП составляют в среднем 0,6-0,8 процента, в США же эта цифра едва не доходит до 3 процентов. Есть разница? Можем мы себе такую роскошь позволить? Нет. Кстати, первая попытка отменить обязательное нотариальное удостоверение ипотеки была предпринята в 2001 году, но тогда в заключении президента Путина по этому законопроекту было сказано, что система регистрации прав на недвижимое имущество не обеспечивает полную защиту прав и интересов участников сделок, а потому необходимо сохранить обязательное нотариальное удостоверение ипотеки. Через год еще две аналогичные попытки провалились в Госдуме. Теперь - опять. А что изменилось у нас в стране за два года? Правовая ситуация не изменилась. Конституция - та же. Лозунги по защите прав и интересов - те же. Никто не отменил ни рыночные отношения, ни правовое государство. Но с высоких трибун почему-то заговорили о нотариате как о лишнем звене. Иногда мне кажется, что законодатели не всегда понимают значение некоторых вещей или судят о них только по личному опыту. Для них нотариус - лишь начальник гербовой печати .

    - Согласитесь, опыт общения с нотариусом бывает не самым приятным. И скандалы с незаконной продажей недвижимости с участием нотариусов на слуху.

    - Институт нотариата и отдельные его представители - это все-таки не одно и то же. Конечно, все бывает. Ведь есть суд, а есть отдельный судья-взяточник, есть нотариат, а есть недобросовестный нотариус. Но преступления с недвижимостью, согласно данным статистики, в последние 10 лет стремительно идут на убыль. И сейчас буквально единицы нотариусов фигурируют в уголовных делах как подельники или соучастники. Невыгодно сегодня нотариусу удостоверять даже сомнительные договоры, потому что он в результате лишается своих полномочий. Это пожизненная дискредитация - его к нотариату больше на пушечный выстрел не подпустят. А получить эту работу очень и очень трудно.

    - Трудно получить лицензию?

    - Как раз это относительно просто. Только лицензия не дает права осуществлять нотариальную деятельность, она дает право работать в нотариальной конторе, например, помощником. А юрист, который хочет стать нотариусом, должен пройти стажировку, экзамены, конкурс. Но если человек назначен, а назначен он может быть только государством в лице Минюста, то он будет нотариусом, пока сам не захочет уйти или не будет уволен по решению суда. У нас нет пересдачи экзаменов, переназначения, ограниченного срока полномочий. Поэтому место это очень ценно: в той же Москве выдано сегодня около полутысячи новых лицензий, а все 650 мест нотариусов заняты.

    - И нельзя открыть еще одну нотариальную контору? - Нет, конечно. Количество мест определяет в соответствии с законом Главное управление Министерства юстиции по Москве и Московская городская нотариальная палата, в других регионах - местные орган юстиции и палата. И делают они это по жестким критериям: в среднем по России достаточно одного нотариуса на 15-20 тысяч населения, хотя есть коэффициенты, зависящие от экономического развития региона.

    - Кто контролирует работу нотариуса?

    - Нотариальные палаты. Каждый нотариус не реже чем раз в четыре года должен быть проверен по полной программе. Все его реестры просматриваются, все дела проверяются. И по результатам этих проверок контрольные комиссии, создаваемые в палатах, делают вывод - соответствует он или нет занимаемой должности. Только в прошлом году 19 нотариусов, несмотря на то что они были назначены пожизненно, прекратили свою деятельность. В комиссии входят нотариусы, на время освобождающиеся от основной работы. Эта деятельность оплачивается из отчислений, которые делают в местные и федеральную палаты все нотариусы из своих доходов. Именно на эти средства существуют сами палаты и контрольные комиссии. Отменят нотариальное удостоверение ипотеки, упадут доходы нотариусов, прекратятся отчисления и рухнет вся система контроля.

    - Но нотариальная палата - это не госорган, а профессиональное сообщество. То есть вы проверяете сами себя без надзора за этим процессом государства?

    - Ситуация сегодня действительно странная: государство назначает человека на должность, дает полномочия, а уволить не может. Даже иск о лишении полномочий в суд предъявить не в компетенции органа юстиции. Сегодня прямых властных полномочий у Минюста в отношении нотариата нет. Есть только полномочия при издании нормативных актов, регламентирующих его деятельность. Есть совместная компетенция у министерства и федеральной нотариальной палаты в принятии этих актов. Кроме того, на учреждения и органы юстиции возложена обязанность осуществлять контроль за делопроизводством нотариуса. И это все. Контроль, который, как вы говорите, мы сами за собой осуществляем, не идеален - в нем не хватает роли государства.

    - А контроль за тарифами? Или ваши коллеги устанавливают их произвольно?

    - Тарифы устанавливает государство, но только по тем нотариальным действиям, которые являются по закону обязательными: удостоверение договоров по той же ипотеке, завещания, свидетельства о праве на наследство, доверенности в порядке передоверия, договоры ренты и еще ряд действий. В этом случае нотариус взыскивает тариф по ставкам, которые определены законом о госпошлине для государственных нотариусов. А в тех случаях, когда осуществляется необязательное нотариальное действие, тариф может устанавливаться по соглашению нотариуса с лицами, которые заключают этот договор. Например, вы - люди с высокой правовой культурой и пришли оформить куплю-продажу квартиры. Нотариус может предложить вам заплатить за услугу один процент, но это не догма, цену можно изменить.

    - То есть, как на рынке, поторговаться.

    - Можно поторговаться и даже снизить процент. Но эта норма, позволяющая варьировать тарифы, несомненно, имеет и отрицательный момент. Она дает возможность нотариусу завышать расценки, а вам, если он в вашем районе один, придется идти у него на поводу. Поэтому я и говорю - плохая норма. Основы законодательства о нотариате были приняты в феврале 1993 года, с тех пор многое изменилось, и надо принимать новый закон. Соответствующий законопроект был написан несколько лет назад, отправлен в администрацию президента, но где он сейчас, никто не знает.

    - Может быть, в свете новых веяний он просто не нужен?

    - Очень нужен! В старом законе не прописан даже статус нотариуса. В новом мы предлагали закрепить, что нотариус - это публичное лицо, действующее от имени государства, что нотариальный акт имеет особую доказательную силу, силу исполнительного документа, как, например, во Франции, в Италии. Теория государства и права учит нас, что закон должен регулировать отношения, существующие здесь и сейчас, и делать их бесконфликтными. А значит, закон о нотариате нужен. И об обязательном удостоверении договоров ипотеки тоже. Может быть, через сто лет, когда в России будет высокая правовая культура всего общества, надобность в них отпадет. Но до этого надо дожить, не наделав ошибок.

    Ирина Мельникова
    Журнал "Итоги" No. 27 (421)
    7 марта 2008

    Форум | Обратная связь   
       
     
    оборудование для печатей и штампов
    автоматическая оснастка
    ручная оснастка
    штемпельная краска
    Макеты печатей ООО, ИП, самозанятых
    ШТАМП программа
    для изготовления
    печатей и штампов

    База изготовителей
    печатей и штампов