Печать фирмы: требования к реквизитам и регистрация
Пришел молодой бухгалтер в налоговую инспекцию сдавать первый отчет своей фирмы и думает: “Сейчас я его сдам и вздохну с облегчением”. Но не тут-то было.
Изучив отчет, налоговый инспектор уже вроде бы собрался его принять, но в последнюю минуту его взгляд остановился на печати. “Ваш отчет недействителен”, - заявил он после беглого изучения оттиска печати. Бухгалтер насторожился и про себя подумал: “Чем ему не нравится наша печать?”. Будто прочитав его мысли, инспектор невозмутимо произнес: “Отчет заверен печатью, на которой нет регистрационного номера. До свидания”.
Такого поворота дел бухгалтер не ожидал.
Правомерны ли претензии, предъявленные налоговым инспектором, бухгалтеру трудно было судить: ведь он не знал, обязательно ли наличие требуемого реквизита на печати.
Чтобы не попадать в такие ситуации, давайте разберемся, какая информация должна отражаться на оттиске печати и насколько правомерны требования о регистрации печатей.
Пресловутые реквизиты
Печать представляет собой одно из средств индивидуализации организации.
Если обратиться к действующему законодательству, то в нем мы не найдем специальных норм, которые напрямую были бы посвящены вопросам, регламентирующим изготовление, учет и использование печатей. Регламентирован только порядок изготовления и применения печатей с изображением государственного герба РФ. Требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 “Печати с воспроизведением государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования” (утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.01 № 573-ст). Этот стандарт действует с 1 января 2003 года.
Этим документом установлено, что гербовая печать, во-первых, должна быть круглая и определенных размеров. Во-вторых, на оттиске печати юридических лиц обязательно должен быть основной государственный регистрационный номер (ОГРН) (п. 3.5 ГОСТ) и ИНН (п. 3.4 ГОСТ). Если же гербовую печать использует лицо, не относящееся к категории юридических лиц, то в информационном поле печати реквизиты ИНН и ОГРН указывать не требуется.
А каковы же требования к форме обычной печати и ее реквизитам?
Требования, обязывающие фирмы иметь печать, содержатся в отдельных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц. Речь идет о двух федеральных законах:
- от 08.02.98 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”;
- от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.
Так, закон об ООО (п. 5 ст. 2) требует, чтобы общества с ограниченной ответственностью имели круглую печать. Эта печать должна содержать адрес и полное фирменное наименование общества на русском языке и по желанию на любом другом языке. Аналогичное указание содержится и в пункте 7 статьи 2 закона об АО. Акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации.
Общество вправе самостоятельно решать, иметь ли ему штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
А необходимо ли вообще проставлять печать? О применении печати организации на некоторых документах упоминается всего лишь в нескольких статьях Гражданского кодекса РФ. В данном случае имеются в виду статьи 160, 185, 338, 357, 913 ГК РФ. Но в этих статьях нет правовых норм, регулирующих правила изготовления и использования печатей.
Местная самодеятельность
Недочеты федерального законодательства в вопросах изготовления и практического использования печатей пытаются компенсировать региональные и муниципальные власти.
Есть регионы, где местные власти устанавливают свои правила оформления печатей. Например, в столице действуют документы, предъявляющие требования к оттискам печати. Это Закон г. Москвы от 30.06.04 № 44 “Об учете печатей”, а также Положение по ведению городского реестра печатей (утв. приказом Московской регистрационной палаты от 18.06.03 № 61).
(Отменены в 2005 г. - прим. АИП)
Согласно этим документам, фирмы и предприниматели в обязательном порядке должны регистрировать оттиски своих печатей в Московском городском реестре печатей. При этом на оттиске обязательно должны быть указаны:
- полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы (ООО, ОАО, ЗАО и т.п.);
- местонахождение фирмы;
- реестровый номер печати;
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
Именно поэтому налоговые инспекторы зачастую не признают действительными документы, заверенные печатью, на которой нет, например, реестрового номера печати.
Однако заметим, что ни в НК РФ, ни в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за невнесение печати в реестр. Не предусмотрено этими кодексами и наказание за использование печати без наличия в ее информационном поле указанного реквизита.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы.
Ни органы государственной власти субъектов РФ, ни тем более муниципальные власти не вправе осуществлять правовое регулирование гражданских правоотношений. Это следует также из положений статьи 3 ГК РФ, согласно которой гражданские отношения регулируются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
На этом основании печать организации по форме, размерам и отражаемой в ней информации должна соответствовать только федеральному законодательству. Требования иных нормативно-правовых актов относительно формы, размеров печатей и отражаемой информации не могут считаться законными.
Также неправомерно устанавливать на региональном или местном уровне обязанность организаций регистрировать печать (ее эскиз) в специальном государственном или муниципальном органе или подавать сведения о печати в специальный реестр печатей. Регистрация печати, занесение сведений о ней в специальный реестр могут производиться только на добровольных началах, т. е. с согласия самой организации.
ОГРН - обязательный элемент
Вступивший в силу 1 июля 2003 года Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” впервые в отечественной истории определил рекомендательный характер государственных стандартов. Закон во многом отвечает требованиям и принципам Всемирной торговой организации (ВТО).
Теперь за органами исполнительной власти оставлено право издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера (п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ).
В соответствии с правилами ведения единого государственного реестра юридических лиц (п. 8) (утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.02 № 438), разработанными на основании Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, ОГРН должен указываться во всех документах юридического лица наряду с его наименованием. Аналогичное правило установлено и для индивидуальных предпринимателей (п. 14 правил ведения госреестра индивидуальных предпринимателей и представления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.03 №630).
Поэтому в настоящее время разработан национальный стандарт на удостоверительные печати, в которых ОГРН включен в качестве обязательного элемента наряду с наименованием юридического лица или фамилией индивидуального предпринимателя. Включение этого реквизита в информационное поле печати направлено на реализацию норм Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
К слову о сертификации производства по изготовлению печатей
Положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации (утв. постановлением Правительством РФ от 16.05.03 № 287) предусмотрено, что государство контролирует соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам. Законом о техническом регулировании предусмотрено два вида стандартов: национальные, которые принимаются и утверждаются национальным органом по стандартизации, и стандарты организаций. Тем же законом и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства РФ от 02.06.03 № 316 было определено, что федеральным исполнительным органом по вопросам стандартизации и технического регулирования является Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (ныне это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)). Решения, принятые другими исполнительными органами, организациями и юридическими лицами, являются незаконными.
Организации, которые стремятся соответствовать уровню мировых стандартов, руководствуются в своей работе и при заказе изделий национальными стандартами, разработанными в соответствии с мировой системой стандартизации.
Национальный стандарт “Печати мастичные удостоверительные. Форма, размеры и технические требования” разработан в соответствии с требованиями закона о техническом регулировании. Для производственников это базисный документ, который предусматривает, что в течение семи лет будут разработаны и установлены технические регламенты, в которых будут четко прописаны требования к выпускаемой продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения и утилизации.
Еще готовится пакет нормативных документов, устанавливающих - порядок формирования и ведения объединенного реестра юридических лиц, осуществляющих изготовление печатей и прошедших сертификацию в системах, функционирующих на законных основаниях.
Е. Декальчук, аудитор
"Практический Бухгалтерский Учет"
29/10/2005
|