[на главную страницу]

  Новости | Об АИП | Деятельность | Документы | Форум

Обратная связь

  • Изготовление печатей
  • Изготовление  штампов
  • Правовые аспекты
  • Заказчикам
  • Технологии
  • Оборудование
  • Программы
  • Партнерство изготовителям
  • История резиновых штампов
  • «Штампоизготовители России»
  • Регистрация в «Базе штампоизготовителей»
  • Сертификация в системе "ПечатьСерт"
  • «Вестник Штампоиндустрии»








    Обязательно ли заверять подписи руководителей на документах печатью организации?

    Вопрос: При приеме дел от прежнего главного бухгалтера выяснилось, что на некоторых документах (акты приемки выполненных работ и т.п.) подписи руководителей не заверены печатями организаций. Можно ли такие документы принимать к учету? Обязательно ли заверять подписи руководителей на документах печатью организации?

    Ответ: В соответствии с п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение), все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в п. 13 Положения. Как и в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в Положении установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

    При этом печать организации не отнесена к обязательным реквизитам первичных учетных документов. Первичными учетными документами оформляются хозяйственные операции, исполняемые хозяйствующими субъектами, как правило, на основе заключенных договоров. Следует отметить, что ни в ст. 160 ГК РФ, регулирующей письменную форму сделки, ни в ст. 434 ГК РФ, посвященной форме договора, не установлено в качестве обязательного требование о заверении печатями подписей сторон на документах. В соответствии с п. 1 ст. 160 ГК РФ скрепление печатью отнесено к одному из дополнительных требований к форме сделки, которая может устанавливаться законом, нормативным правовым актом или соглашением сторон.

    Тем не менее скрепление договоров и иных документов печатями организаций получило широкое распространение в хозяйственной практике. В некоторых предусмотренных законом случаях отсутствие на документе печати организации лишает документ юридической силы. Так, в соответствии с п. 4 ст. 61 АПК РФ полномочия представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. Пунктом 5 ст. 185 ГК РФ (аналогичная норма содержится в п. 5 ст. 61 АПК РФ) установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Книга покупок и книга продаж в обязательном порядке заверяются печатью организации (п. 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914).

    Отдельно следует сказать о векселях. Положение о переводном и простом векселе, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937, не требует в числе реквизитов векселя проставление печати. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1094 признано необходимым при проведении расчетов применять стандартные бланки векселей и утвержденные образцы бланков простого и переводного векселей, в которых предусмотрено заверение подписей векселедателя и индоссантов печатью организации. Исходя из изложенного проставление печати организации на стандартном бланке векселя является обязательным.

    Для открытия счета в банке организация обязана наряду с другими документами предоставить карточку с образцами подписей должностных лиц и оттиском печати. Кроме того, Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России 03.10.2002 N 2-П, установлены требования к расчетным документам и утверждены формы расчетных документов. Проставление печати организации на расчетных документах является обязательным. Согласно п. 2.14 Положения в рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

    Следует отметить, что возможность использования аналогов собственноручной подписи при совершении сделок в письменной форме установлена законодательно (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Однако порядок использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования законом не урегулирован. Исключением является Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Так, в п. 2 ст. 19 Закона указано, что в случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью. Другие способы факсимильного воспроизведения подписи таковыми не признаются. В связи с изложенным аналоги собственноручной подписи на документах могут использоваться по соглашению сторон. Вместе с тем необходимо учитывать, что на доверенностях, счетах-фактурах, векселях и других документах, имеющих финансовые последствия, использование факсимиле не допускается.

    Действующий в Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст) в п. 3.25 установил, что "оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи".

    Таким образом, во избежание возможных споров с налоговыми органами подписи руководителей на первичных учетных документах целесообразно заверять печатью организации во всех случаях. Письма и заявления в государственные органы обычно заверяются печатью организации. Заверение печатью организации подписи руководителя на письмах, исполняемых на бланке организации и направляемых в коммерческие структуры, не требуется и относится к обычаям делового оборота.

    Н.Пинжура, юрист
    "Финансовая газета. Региональный выпуск"

    Форум | Обратная связь   
       
     
    изготовление печатей и штампов
    изготовление факсимиле
    изготовление гербовых печатей
    печати по оттиску, точные копии
    Самонаборные печати и штампы от производителя
    ШТАМП программа
    для изготовления
    печатей и штампов

    База изготовителей
    печатей и штампов