[на главную страницу]

  Новости | Об АИП | Деятельность | Документы | Форум

Обратная связь

  • Правовые аспекты
  • Заказчикам
  • Технологии
  • Оборудование
  • Программы
  • Партнерство изготовителям
  • История резиновых штампов
  • «Штампоизготовители России»
  • Регистрация в «Базе штампоизготовителей»
  • Сертификация в системе "ПечатьСерт"
  • Сборник материалов по печатям ГОСТ Р 51511-2001








    Подделка документов

    Подделка документов: взгляните на свою «первичку» глазами криминалистов

    Ни одно уголовное налоговое дело не обходится без экспертизы финансовых документов. Как распознают подделку почерка и фальсификацию печатей, устанавливают истинный возраст документа, доказывают, что подпись была поставлена на чистом бланке? Когда эксперты отказываются давать заключения?

    Налоговый кодекс (ст. 95) разрешает инспекторам в ходе проверок обращаться к специалистам за проведением экспертизы почерка или документов налогоплательщика. Как правило, сомнения в их подлинности возникают у налоговиков при проверке обоснованности вычетов входного НДС.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Компания не смогла оспорить в суде отказ инспекции в вычете НДС. Налоговики сослались на данные экспертизы, проведенной милицией по просьбе инспекции во время налоговой проверки. Эксперт подтвердил, что подписи на счетах-фактурах сделаны не представителем контрагента (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.08 по делу № А42-9396/2005).

    Впрочем, подобные экспертизы в ходе налоговых проверок пока большая редкость. Например, в Москве в прошлом году налоговики сочли необходимым прибегнуть к услугам экспертов (не только специалистов по почерку, а любых сторонних экспертов) в… 0,1 процента проведенных выездных проверок. Иногда инспекторы и вовсе определяют подделку на глаз, не удосуживаясь пригласить экспертов. Такие «доказательства» суды не принимают (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.08.07 по делу № А56-21343/2006).

    Другое дело милиция. Практически в каждом уголовном деле, связанном с уклонением от уплаты налогов, не обходится без подделки документов, чаще всего договоров, счетов-фактур и «первички» на выполненные лишь на бумаге работы, оказанные услуги или поставленные товары. Так, например, произошло в деле руководителя и главбуха компании ООО «Одиссей» из Костромской области, о котором «УНП» недавно рассказывала (см. № 11, 2008, стр. 6–7 «Главбуха осудили за завышение вычетов по НДС»).

    Подделка подделке…

    На практике встречаются два типа подделки. Первый – когда в документ вносятся исправления, чтобы его исказить, или он фальсифицируется целиком: ставятся чужая подпись, поддельная печать и т. д. В этом случае экспертом до определенного уровня может быть каждый – будь то бухгалтер или налоговый инспектор. По словам Вячеслава Баринова, эксперта по исследованию документов, почерка и подписи бюро, чтобы распознать подделку почерка или подписи, бывает достаточно беглого взгляда на документ. «Расписываясь, человек почти всегда пишет быстро и уверенно. Поддельная подпись, как правило, как бы скомканная, неуверенная. Это происходит из-за того, что подписывающийся пытается повторить буквы и пропускает мелкие детали, скрытые за внешними броскими признаками».

    Часто подписи пытаются подделывать путем обвода оригинала. Иногда даже делают это на стекле, поставив снизу лампу для того, чтобы лучше видеть оригинал. Но такую подделку эксперты могут определить, например, по нажиму. Фальшивая подпись может отличаться от настоящей тем, что первая как бы «гуще», «жирнее», в ней больше чернил.

    На практике встречаются искусные мастера, работу которых неподготовленный человек при всем желании не заметит. «Теоретически подделать может и эксперт, но серьезный специалист этим заниматься не будет, тем более что и такую подделку можно выявить», – говорит Вячеслав Баринов. В качестве примера подделки, выявленной специалистом, он привел результат исследования подписи директора одной столичной компании на акте приемки-передачи работ (см. иллюстрации на соседней странице).

    Подделку специалисту может выдать и принтер. Например в одном случае при исследовании под микроскопом оказалось, что листы договора были отпечатаны на разных принтерах: один поддельный лист отличался тем, что содержал намного больше частиц графита на бумаге – принтер печатал «грязнее». В другом случае, напротив, оказалось, что документы от имени разных контрагентов, представленные на проверку компанией, были напечатаны на одном и том же принтере.

    Подделки задним числом

    Второй тип подделки – когда нужные документы, например «первичка» от имени реального контрагента, оформляются задним числом с настоящими реквизитами (печатями, подписями и т. д.). «Нередко бывает, что налогоплательщик представляет в суд бумаги, которые по непонятным причинам не смог представить нам в ходе выездной проверки. Разумеется, такие документы могут вызвать у нас подозрение, и мы обратимся с просьбой об экспертизе», – отметил руководитель юридического отдела одной из столичных инспекций. В этом случае эксперты определяют действительную дату оформления или примерный возраст документа. Бывает, фальшивку может увидеть неспециалист. Эксперт рассказал такой случай: компания подменила лист договора, в котором были изложены существенные условия поставки и оплаты товара. Лист был отпечатан тем же шрифтом, с теми же полями, пронумерован и т. д. «Однако при печати этого листа использовался автоматический перенос слов в редакторе Word, тогда как в других листах договора автопереноса не было», – рассказал эксперт. Такое несовпадение позволило усомниться в подлинности листа.

    Но в большинстве случаев документы (или исправления в них), которые появились задним числом, не выявить без профессионального эксперта. «Определить возраст документа, который был отпечатан на лазерном принтере, вообще нельзя – это можно сделать только в случае струйной печати», – утверждает Дмитрий Гладышев, заместитель генерального директора экспертного бюро «Версия». Но эксперт может, к примеру, определить, появились подписи и печати на документе до того, как он был напечатан, или после. Конечно, бывает, что руководители специально отставляют «на всякий случай» подписанные чистые листы бумаги или фирменных бланков. Но часто это говорит о подделке. «Специальные методики исследований позволяют увидеть, что чернила на документе «запеклись» под красителем принтера, ведь лампа принтера разогревает бумагу до 100 и более градусов. Это значит, что подпись была раньше печатного текста. Если чернила ручки были нанесены после вывода документа на печать, то они видны поверх текста как свежие», – рассказывает Дмитрий Гладышев.

    Таким же образом распознаются допечатанные строки документов, приписки и даже оттиски печатей. Впрочем, печати – это отдельная тема. Эксперту легко определить, поставлена печать вручную или отпечатана на цветном принтере. Более тщательное исследование требуется, если фальшивый штамп изготовлен по оттиску настоящей печати (изготовить печать по оттиску в Москве, к примеру, стоит всего около 1 тыс. рублей).

    «Такая печать на глаз ничем не отличается от оригинала, но все дело в мельчайших деталях, которые не будут совпадать», – говорит Дмитрий Гладышев. По его словам, когда штамп изготавливается по оттиску, то вбирает в себя частицы грязи, пыли и т. д., которые изготовитель может скопировать вместе с оттиском штампа. В итоге при сравнении под микроскопом оттисков настоящей и поддельной печати можно увидеть много различий.

    Занимательная химия

    Для установления возраста подписи на документе в дело вступают специалисты-химики. По словам экспертов, существует три методики, которые позволяют определить, когда была нанесена надпись: собственная методика ФСБ, методика В.Н. Агинского и методика экспертов Минюста.

    Точнее всего можно установить, когда была сделана подпись шариковой ручкой. Предел точности экспертизы по ней – два года, после чего состав чернил прекращает изменяться. «В рамках двух лет можно сказать, когда был подписан документ. Если документ попал к нам на экспертизу в течение недели после подделки, то можно определить день, когда была сделана надпись, если в течение месяцев – примерный месяц», – говорит эксперт.

    Попытаться искусственно состарить документ (например, сушить на батарее, утюгом или на воздухе, обмокнув до этого в воду), по мнению эксперта, бесполезно. «Бывали случаи, когда документы сушили в микроволновой печи. При этом люди не понимают, что бумага просто не может так высохнуть и за 100 лет. Отсюда делается вывод о преднамеренном воздействии на документ», – отметил Дмитрий Гладышев. Хуже дела обстоят у экспертов с гелевыми ручками: она «высыхает» за полгода-год. Не поддаются возрастной экспертизе надписи на документах перьевой ручкой, если они сделаны чернилами на водной основе, а также акварельными красками.

    "Подделка всегда оставляет следы"

    По словам экспертов, так или иначе, выявить можно любую подделку. «Подделка всегда оставляет следы: свидетелей, которые подделывали или знали о ней, данные принтеров, записи, даже телефонные переговоры, – говорит следователь одного из столичных УВД. – Эти следы можно найти, и тогда экспертиза может и не потребоваться – достаточно свидетелей». Так, например, случилось в одном уголовном деле, в котором то ли по неосторожности, то ли из-за наивности компания сама заказала изготовление печатей контрагентов, что подтверждалось… договором с изготовителем и выпиской с расчетного счета об оплате.

    Эксперт: «Предложения подделать документ за деньги бывают часто»

    Экспертами по исследованию документов, почерка и подписи обычно становятся двумя путями. Первый – учеба по специальности эксперта-криминалиста в вузах МВД или ФСБ. Второй – переход в экспертизу из гражданских специальностей: среди экспертов есть бывшие ученые-химики, физики. «Точно помню, что желание стать экспертом было вызвано романтикой, в частности детективами про Шерлока Холмса, – признается эксперт Вячеслав Баринов. – Чтобы выучиться на эксперта-криминалиста, мне пришлось переехать из Москвы в Волгоград: в то время только там в Высшей следственной школе МВД СССР был факультет, который готовил экспертов-криминалистов. После этого почти 20 лет работал в органах МВД и ушел в отставку в звании подполковника».

    Экспертно-криминалистическим центрам МВД и Минюста России в судах доверяют больше, чем независимым экспертам из частных бюро, которых чаще всего привлекает сторона защиты, напротив, не доверяя правоохранителям. Но судьи не выносят решений, основываясь только на данных экспертизы. К тому же зачастую эксперты дают различные заключения, что само по себе повод для адвокатов поставить под сомнение их выводы. В последнее время спрос на независимых экспертов растет. Во-первых, стоимость их работы часто в разы меньше, чем услуг ведомственных специалистов. Например, исследование подлинности двух подписей и печати на документе в частном бюро обойдется в 15–17 тыс. рублей, а в государственном центре – в 70 тыс. Во-вторых, «казенные» эксперты настолько завалены работой, что к ним записываются в очередь за несколько месяцев. Иногда к экспертам обращаются с деликатными просьбами. «Предложения подделать документ за деньги бывают часто, так же как и угрозы или провокационные вопросы «можно ли выявить, если сделать вот так». Ввязаться в это – значит не только поставить крест на бизнесе компании, но и верный способ попасть за решетку», – отметил Дмитрий Гладышев, заместитель генерального директора экспертного бюро «Версия».

    Источник: Учет, налоги, право

    Форум | Обратная связь   
       
     
    оборудование для печатей и штампов
    автоматическая оснастка
    ручная оснастка
    штемпельная краска
    Макеты печатей ООО, ИП, самозанятых
    ШТАМП программа
    для изготовления
    печатей и штампов

    База изготовителей
    печатей и штампов