[на главную страницу]

  Новости | Об АИП | Деятельность | Документы | Форум

Обратная связь

  • Изготовление печатей
  • Изготовление  штампов
  • Правовые аспекты
  • Заказчикам
  • Технологии
  • Оборудование
  • Программы
  • Партнерство изготовителям
  • История резиновых штампов
  • «Штампоизготовители России»
  • Регистрация в «Базе штампоизготовителей»
  • Сертификация в системе "ПечатьСерт"
  • «Вестник Штампоиндустрии»








    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.11.2002 N 32-Г02-16 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.02.2000 N 72 "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕЧАТЕЙ (ШТАМПОВ) НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" И ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ И УНИЧТОЖЕНИИ ПЕЧАТЕЙ (ШТАМПОВ) НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ УДОВЛЕТВОРЕНО... (по состоянию на 20 октября 2006 года)

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    от 18 ноября 2002 года

    Дело N 32-Г02-16

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего Манохиной Г.В.,

    судей Макарова Г.В.,

    Еременко Т.И.

    рассмотрела в судебном заседании от 18 ноября 2002 г. гражданское дело по заявлению Саратовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными в преамбуле постановления губернатора Саратовской области N 72 от 23 февраля 2000 года "Об упорядочении изготовления печатей (штампов) на территории Саратовской области" слов "осуществления единой государственной политики в сфере регистрации юридических лиц и предпринимателей", пункта 3 указанного постановления и пунктов 3, 5, 6, 9, 10 абзаца 2 пункта 13, пунктов 17 - 19, 21 Положения об изготовлении и уничтожении печатей (штампов) на территории Саратовской области по кассационной жалобе губернатора Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 27 августа 2002 г., которым постановлено: "Заявление Саратовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства удовлетворить частично. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу пункта 3 постановления губернатора Саратовской области N 72 от 23 февраля 2000 года "Об упорядочении изготовления печатей (штампов) на территории Саратовской области", пунктов 3, 5, 6, 9, 10, абзаца 2 пункта 13, пунктов 17 - 19, 21 Положения об изготовлении и уничтожении печатей (штампов) на территории Саратовской области. В остальной части заявление оставить без удовлетворения".

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Макарова Г.В., объяснения представителя Саратовского территориального управления МАП Гусевой О.И. и представителя губернатора Саратовской области Белова А.К., Судебная коллегия

    установила:

    Саратовское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - Саратовское территориальное управление МАП) обратилось в областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству указанных выше положений постановления губернатора Саратовской области N 72 от 23 февраля 2000 года "Об упорядочении изготовления печатей (штампов) на территории Саратовской области" (далее - Постановление) и утвержденного им Положения об изготовлении и уничтожении печатей (штампов) на территории Саратовской области (далее - Положение).

    В обоснование заявления Саратовское территориальное управление МАП указало, что обжалуемое Постановление противоречит статье 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ущемляет интересы хозяйствующих субъектов и других организаций. В частности, согласно преамбуле Постановления оно издано в целях осуществления единой государственной политики в сфере регистрации юридических лиц и предпринимателей. Однако, исходя из действующего законодательства, осуществление единой государственной политики в сфере регистрации юридических лиц и предпринимателей не входит в компетенцию губернатора Саратовской области.

    Неправомерным является требование пункта 3 Постановления, обязывающего юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих изготовление и уничтожение печатей и штампов , получить в Учетном центре Саратовской области соответствующий номер (порядковый номер субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющего изготовление и уничтожение печатей и штампов ), и пункта 3 Положения, обязывающего иметь лицензию на полиграфическую деятельность (в том числе на изготовление печатей и штампов ). Лицензирование этого вида деятельности прекращено со дня вступления в силу Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ, то есть с 10 февраля 2002 года. Названные нормы , по мнению заявителя, также противоречат статьям 1, 23, 49 ГК РФ.

    Пункты 5 и 6 Положения содержат обязательные требования к реквизитам печатей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не предусмотрены федеральным законодательством.

    Неправомерными являются требования Положения об обязательном согласовании эскизов печатей и штампов в государственном учреждении Учетный центр Саратовской области (далее - ГУ УЦСО), поскольку федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органов государственной власти, не подлежащих регистрации в ГУ УЦСО, направлять в десятидневный срок в данную организацию реестровые листы оттиска полученных печатей и штампов для сведения и включения в реестр печатей и штампов.

    Незаконным является требование пункта 21 Положения об уплате одного минимального размера оплаты труда за внесение сведений в реестр печатей в связи с тем, что это противоречит пункту 5 статьи 12 Налогового кодекса РФ, согласно которому не могут устанавливаться региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные данным Кодексом.

    Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность согласования уничтожения печатей и штампов, в силу чего требование пунктов 17 - 19 Положения, требующих обязательного согласования этих вопросов, также неправомерно.

    Представители Саратовского территориального управления МАП Борисова Л.Н. и Гусева О.И. заявление поддержали в полном объеме, дополнив заявление требованием об отмене пункта 21 Положения по основаниям, указанным в основном заявлении, поскольку просительная часть заявления этого требования не содержит. Также уточнили заявление в части ошибочного указания в тексте заявления наименования оспариваемого нормативного акта в виде "приложения", а не "положения".

    По делу постановлено приведенное выше решение.

    В кассационной жалобе губернатора Саратовской области указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывается на то, что неверным является вывод суда относительно того, что обязанностью каждого изготовителя печатей (штампов) иметь лицензию на полиграфическую деятельность ограничивается самостоятельность хозяйствующих объектов, так как п. 3 оспариваемого Положения предусмотрено, что каждый изготовитель печатей (штампов) обязан иметь лицензию на полиграфическую деятельность, выданную в установленном федеральным законодательством порядке, но судом не учтено обстоятельств времени принятия нормативных актов и не установлено, что требование о наличии лицензии предъявлялось к субъектам предпринимательской деятельности и были нарушены их права. Поскольку федеральным законодательством относительно рассматриваемого вопроса не урегулировано конкретных требований к изготовленным печатям, то ошибочным является вывод суда о невозможности такого регулирования субъектом Федерации. Оспариваемое постановление не содержит признаков нарушения конкуренции, так как носит нормативный характер и не ущемляет интересов хозяйствующих субъектов. Наоборот, оно направлено на защиту интересов граждан, юридических лиц и государства и действия губернатора области в этой части являлись правомерными. По аналогичным основаниям нельзя признать обоснованным вывод Саратовского областного суда о том, что обязанность внесения оттисков печатей и штампов в реестр печатей и штампов проводит к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов. Плата за внесение в реестр печатей и штампов на территории области не подпадает под признаки налога и сбора, а является платой за оказываемые государственным учреждением услуги, что не противоречит ГК РФ.

    В дополнительно представленной в кассационную инстанцию жалобе основанием к отмене решения суда указывается на то, что суд рассмотрел дело, не проверив полномочия заявителя на обращение в суд по данному вопросу; дело подлежало рассмотрению в арбитражном суде; решение вынесено до рассмотрения дела об оспаривании губернатором области предписания заявителя по аналогичному основанию.

    Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной (первоначальной и дополнительной) жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

    При вынесении решения по делу суд считал установленным и исходил из того, что оспариваемые заявителем положения (в удовлетворенной части) противоречат федеральному законодательству. В частности, в соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Ограничение этого права, в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации, допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статей 23, 49 ГК РФ граждане-предприниматели и коммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо и гражданин-предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Следовательно, в силу названных выше норм Конституции Российской Федерации и указанных норм ГК РФ правила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности должны вводиться федеральными законами, а не нормативными актами субъектов Российской Федерации.

    Федеральный закон N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции от 13 марта 2002 года в своем перечне не предусматривает лицензирования такого вида деятельности, как полиграфическая деятельность и деятельность по изготовлению печатей и штампов . В силу этого субъектом Федерации не могут устанавливаться какие-либо дополнительные ограничения и специальный порядок регистрации тех предприятий, чья деятельность не требует в соответствии с федеральным законодательством разрешения (лицензии).

    Возражения представителя губернатора и ссылка на требования статей 71, 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации в той части, что субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование тех правоотношений, которые не урегулированы на федеральном уровне, не могут быть признаны состоятельными, так как анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что законодателем федерального уровня деятельность по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и физических лиц ранее была включена в перечень деятельности, подлежащей лицензированию, Федеральным законом N 158-ФЗ от 25 сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", утратившим силу с 10 февраля 2002 года в связи с принятием нового Федерального закона от 8 августа 2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", который не включает этот вид деятельности в перечень лицензируемой. Таким образом, при принятии нового Закона законодатель федерального уровня исключил этот вид деятельности из перечня лицензируемой.

    Более того, согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

    Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

    В силу указанного субъект Федерации не вправе устанавливать какие-либо дополнительные ограничения, кроме требований действующего законодательства, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, относительно регистрации предприятий, осуществляющих изготовление печатей и штампов, а также устанавливать ограничения для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и физических лиц в части указания реквизитов печатей и штампов, согласования и утверждения их эскизов, представления оттисков изготовленных печатей и штампов, а также ограничений, связанных с их уничтожением.

    Пункт 3 постановления губернатора области, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие изготовление и уничтожение печатей и штампов, обязаны в трехдневный срок со дня вступления в силу настоящего постановления получить в государственном учреждении "Учетный центр Саратовской области" соответствующий номер (порядковый номер субъекта предпринимательской деятельности, осуществляющего изготовление и уничтожение печатей и штампов), также должен быть признан не подлежащим применению, поскольку независимо от того, что он обязывал выполнить указанные действия в определенный временной период (в течение десяти дней с момента вступления в силу постановления), в настоящее время требование данного пункта, по указанным выше основаниям, не соответствует действующему федеральному законодательству.

    Пункт 21 оспариваемого Положения, устанавливающий взимание платы в размере одного минимального размера оплаты труда, зачисляемого на расчетный счет регистрирующего органа, также не соответствует федеральному законодательству, так как внесение указанной суммы следует отнести к сбору, который установлен субъектом Федерации за регистрацию в реестре ГУ СОЦР изготовленных печатей и штампов.

    Между тем к региональным налогам и сборам Налоговый кодекс РФ (статья 14) относит налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

    Ни к одному виду регионального налога или сбора указанный выше сбор не относится.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Налогового кодекса РФ не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

    Обоснованными являются доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные акты противоречат статье 7 Закона от 22 марта 1991 года N 948-1 с последующими изменениями и дополнениями "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:

    вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации; необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов.

    Судебная коллегия Верховного Суда РФ находит такое суждение суда первой инстанции правильным, так как оно соответствует установленным по делу доказательствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы являются аналогичными проводимым в судебном заседании, которым судом дана оценка, и фактически направлены на переоценку вывода суда.

    Обстоятельства данного дела не дают оснований согласиться с доводами дополнительно представленной жалобы о нарушении судом требований процессуального законодательства в силу их несостоятельности.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия

    определила:

    решение Саратовского областного суда от 27 августа 2002 г. оставить без изменения и кассационную жалобу губернатора Саратовской области - без удовлетворения.

    Астраханское территориальное управление МАП России:
    РЕГИСТРАЦИЯ ПЕЧАТЕЙ - НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    Председатель Комиссии Астраханского теруправления МАП России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев предоставленные материалы о нарушении администрацией города Астрахани статьи 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», признал их достаточными для возбуждения дела и установил, что Мэр города Астрахани постановлением от 04.08.2003 г. №2180-м утвердил временное положение о регистрации и реестре печатей (далее «Положение»), нарушающее един-ство экономического пространства и существенно ограничивающее права хозяйствующих субъектов как на пользование своим имуществом, так и на осуществление хозяйственной деятельности.

    Так, пунктом 2 «Положения» установлено, что хозяйствующий субъект, изготовив печать, вправе получить её у изготовителя только после прохождения процедуры регистрации печати в регистрационной палате администрации города Астрахани Пунктом 7 «Положения» установлен порядок уничтожения печатей, который по своим правовым признакам относится к гражданскому законодательству поскольку, во-первых, определяет правовое положение участников гражданского оборота (владельцев печатей определяют как пользователей), а во-вторых, устанавливает для хозсубъектов обязанность сдавать печати для уничтожения только в «Палату» (регулирует имущественные отношения). Данные требования существенно ограничивают права хозяйствующих субъектов не только на осуществление коммерческой деятельности, но и на распоряжение имущест-вом, коим является печать. Данные доводы подтверждаются следующими основаниями:

    В соответствии с нормами федеральных законов, устанавливающих правовые осо-бенности существования и функционирования основных категорий юридических лиц (ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ст. 3 Федерального закона от 12 ян-варя 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), печать является одним из основ-ных средств индивидуализации юридического лица.

    Согласно Положению ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" отсутствие печати делает невозможным участие юридических лиц не только в товарно-денежных отношениях, но и в гражданско-правовом обороте в целом.

    Обременяя хозяйствующие субъекты обязанностью по регистрации печатей, адми-нистрация города Астрахани необоснованно ограничила не только их право пользования основными средствами индивидуализации юридического лица, но и создала администра-тивный барьер к осуществлению деятельности, не запрещенной действующим законода-тельством, чем нарушила:
    - статью 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и главу 8 Закона РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации", не относя-щие регулирование гражданского оборота печатей, штампов и иной аналогичной продук-ции к предметам ведения органов местного самоуправления;
    - статью 1 ГК РФ, согласно которой гражданские права могут быть ограничены только федеральными законами;
    - статью 3 ГК РФ, согласно которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации;
    - статью 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополи-стической деятельности на товарных рынках», запрещающую органам местного самоуправления принимать акты, неправомерно ограничивающие самостоятельность хозсубъектов и препятствующие их законной деятельности. На основании вышеизложенного, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической дея-тельности на товарных рынках» и пункта 2.3 Правил рассмотрения дел о нарушениях ан-тимонопольного законодательства, председатель Комиссии определил:
    1. Возбудить в отношении администрации города Астрахани дело по признакам нарушения требований статьи 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
    2. Утвердить комиссию по рассмотрению дела в составе должностных лиц Астраханского ТУ.

    Астраханское территориальное управление МАП России

    Форум | Обратная связь   
       
     
    изготовление печатей и штампов
    изготовление факсимиле
    изготовление гербовых печатей
    печати по оттиску, точные копии
    Самонаборные печати и штампы от производителя
    ШТАМП программа
    для изготовления
    печатей и штампов

    База изготовителей
    печатей и штампов