Минпечати скоро закроется
Как уже сообщалось, правительство исключило из функций Минпечати регистрацию информационных и рекламных агентств, сохранив при этом за Минпечати функции по регистрации других СМИ.
Как рассказал сегодня «Газете.Ru» замминистра печати Михаил Сеславинский, это сокращение полномочий стало плановым, а проект постановления вносило само Минпечати. С 1999 года, когда в соответствующем правительственном положении была названа отмененная ныне функция Минпечати, министерство «ни одного рекламного и информационного агенства не регистрировало как таковые». По словам замминистра, Минпечати не занималось регулированием деятельности рекламных агентств вовсе (контроль за рекламным рынком осуществляет только МАП. – «Газета.Ru»), а информагентства регистрировались как СМИ. Поэтому функции будут отменены вовсе, а не переданы кому-либо из ведомств.
Пока же за Минпечати сохраняются полномочия по лицензированию теле- и радиовещания, воспроизведения фонограмм на любых видах носителей, воспроизведения аудиовизуальных произведений на любых видах носителей и др.
Отвечая на вопрос «Газеты.Ru» о том, не лишено ли министерство каких-либо других полномочий, Сеславинский ответил отрицательно, а на вопрос о том, когда министерство закроется вовсе, улыбнувшись, пообещал: «Скоро». Напомним, год назад глава ведомства Михаил Лесин объявил о грядущем расформировании Минпечати. Срок, который он тогда для этого обозначил, – два года.
Источник : Наталия Ростова Gazeta.Ru, 11 июля 2003 г.
Лесину надоело быть министром
Министр печати Михаил Лесин, с недавних пор выступающий за разгосударствление СМИ, заявил о готовности упразднить Минпечати. Правда, не сразу, а после президентских выборов.
Общероссийская отраслевая конференция «Индустрия СМИ: направления реформ» продолжает приносить сюрпризы. Вчера, как уже сообщала «Газета.Ru», Владимир Путин раскритиковал действующий с 1991 года закон о СМИ, противоречащий, по мнению президента, гражданскому, административному и трудовому законодательству. Однако на этом неожиданности не закончились.
Сегодня глава Минпечати Михаил Лесин заявил, что его ведомство, возможно, скоро будет ликвидировано. «Через два-три года, когда будут найдены решения для основной части индустриальных проблем, я готов поставить вопрос об упразднении министерства и готов уйти», – сказал Лесин. Свою инициативу он объяснил так:
«Воля государства заключается в резком ограничении присутствия на медиарынке».
О разгосударствлении СМИ глава Минпечати сегодня сказал не в первый раз. Он развивает эту тему со времен скандала с ТВ-6. А в апреле текущего года, выступая в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне, Лесин сделал официальное заявление и для западной публики: «Правительство должно уйти с рынка СМИ и перестать конкурировать с частными компаниями в этой области».
По словам министра, «уже готовятся соответствующие проекты разгосударствления СМИ, которые, вероятно, будут обнародованы к осени». Правда, «панической распродажи в одночасье» не будет – «мы должны организовать постепенный, обдуманный процесс, при котором в свободное плавание выйдут не ледоколы государственной собственности, способные нарушить зыбкое равновесие рынка, а контактные, маленькие объединения, распродажа которых может принести средства в федеральный бюджет».
ГАЗЕТА.RU, 2002 г.
ЛЕСИН УХОДИТ.
Михаил Сеславинский пообещал, что Минпечати подает в отставку только тогда, когда рынок рекламы "придет в норму"
До недавнего времени диалог государства с руководителями СМИ существовал только с позиции силы
19-20 июля 2002 г. в Москве проходила общероссийская конференция "Индустрия СМИ: направления реформ". На ней министр печати Михаил Лесин впервые публично признал, что его ведомство пора расформировывать, а самому министру - уходить в отставку. По прогнозам Лесина, это произойдет через два-три года. О планах Минпечати и государства в области СМИ на ближайшее время в интервью "НГ" рассказал первый заместитель министра Михаил Сеславинский.
- Михаил Вадимович, вы довольны итогами конференции?
- Эта конференция задумывалась как первая за десять лет попытка провести откровенный разговор о проблемах отрасли и консолидировать действующие на медийном рынке организации. Мне кажется, что разговор получился. На конференции выступали фактически основные лидеры медиаиндустрии и без экивоков говорили о проблемах. На секциях мы обсуждали более конкретные вопросы, связанные с созданием эффективных механизмов работы СМИ. Люди почувствовали, что они приехали не зря, и этот субъективный фактор тоже очень важен.
Как ни странно, диалог государства с руководителями, с управляющими СМИ в последнее время всегда существовал только с позиций силы. Это была позиция определенного противостояния. Теперь сложилось ощущение того, что мы все живем в одном мире и можем объединиться для того, чтобы сделать эту сферу более цивилизованной, открытой, демократичной и создать условия для того, чтобы СМИ зарабатывали больше. К сожалению, пока не получается найти общий язык с общественными организациями.
- Когда государство уйдет с рынка СМИ?
- Проще всего было бы сказать, что это произойдет 15 мая 2004 года в 16 часов 45 минут. Конечно, та идея, которая была высказана, была заявлена как гипотеза, как демонстрация либерального вектора, который пытается претворить в жизнь министерство. (Идея о расформировании Минпечати и отставке министра печати. - Ред.) Мы не можем сказать о конкретных сроках, мы можем говорить только о критериях, которые должны осуществляться. Для этого нужен полноценный рекламный рынок, и денег этого рекламного рынка должно хватать на все действующие СМИ. Это главное. А исторический этап, когда министерство задумывалось как сильный орган, который должен стать серьезным противовесом формировавшихся в середине 90-х годов медиаструктур, медиаиндустрий, уже прошел. Да и нет необходимости в том, чтобы существовало столь масштабное ведомство со столь масштабными функциями.
- Когда будет продаваться ОРТ и НТВ, и как будет реорганизована ВГТРК?
- Государство не является владельцем акций НТВ. НТВ -частная компания, поэтому вопросы о продаже пакетов акций НТВ, "Эха Москвы", ТНТ - к ним. Государство владеет 51% акций ОРТ. В качестве сиюминутной задачи не существует цель продать какую-то часть этих акций. В этом нет серьезной необходимости. Это может рассматриваться в аспекте общей реформы ухода государства с рынка СМИ, но конкретные сроки не обсуждаются. То же самое касается и ВГТРК. Процесс должен быть обдуманным. Прежде всего нужно разработать концепцию того, какие части ВГТРК акционируются и уйдут с поляны государственных медиаресурсов. Даже на разработку такой концепции уйдет несколько месяцев.
- Станет ли РТР общественным телевидением?
- На это существуют разные точки зрения.
- А какова позиция министерства?
- В том числе и в министерстве существуют разные точки зрения. Минпечати ведь не единственный игрок, который принимает решения на эту тему.
- Гендиректор ОРТ Константин Эрнст говорил о том, что государство имеет право и должно владеть СМИ. Какова ваша позиция на сей счет?
- Мы достаточно четко заявили, что государство имеет право на свои СМИ, но этих СМИ не должно быть много. Формула, которая предложена министерством - один канал, одно информационное агентство, одна газета, одна радиостанция, - представляется наиболее оптимальной. Мы приступаем к ее осуществлению.
- И вы лично, и Михаил Лесин в последнее время выражаете чрезвычайно важные либеральные идеи. Почему же к Минпечати отношение всей отрасли такое негативное?
- Сейчас, на мой взгляд, на этой конференции произошел перелом. Медиасообщество воспринимает министерство как партнера) ведет с ним диалог и даже в какой-то степени консолидируется. Конечно, политические потрясения последних двух лет отложили свой отпечаток на имидже нашего ведомства. Мы это прекрасно понимаем, но считаем, что это страница прошлого. Она уже перевернута, и нет смысла еще раз обсуждать и выяснять между собой отношения о том, что было в 1996-2001 годах.
- Вы высказали крайне пессимистичную точку зрения на прохождение законов в Думе. Вы считаете, что время для внесения поправок в закон о СМИ и принятие закона о .телерадиовещании еще не настало?
- Я считаю, что сам процесс прохождения законов через Госдуму и Совет Федерации очень сложный. Нельзя с бухты-барахты какие-то законодательные инициативы вбрасывать в парламент и думать, что они в таком же виде окажутся на выходе. Это серьезный процесс, похожий на то, что тесто, замешенное по-разному, может дать разные результаты. Буханка хлеба может выйти совсем другой, чем та, на которую вы рассчитывали.
- Вы говорили, что Минпечати выступает за законность. Но какова роль министерства в ситуациях с такими СМИ, как
"Медиа-МОСТ", ТВ-6, "Общая газета", "Новая газета"?
- Что касается НТВ и ТВ-6, я об этом уже сказал. А вот с "Общей газетой" и "Новой газетой" не все так просто. Главный редактор и главный акционер "Общей газеты" Егор Яковлев продал свою часть акций. А потом вдруг стал говорить, что ему не нравится то, что делает новый собственник. Возникает вопрос: о чем вы думали, когда продавали свои акции? Это равносильно тому, что человек после продажи квартиры приходит к новому собственнику и говорит, что ему не нравятся обои в его спальне.
А что касается "Новой газеты", то я считаю, что решение судебных органов, по которым "Новая газета" обязана выплатить сумму штрафов, равную всем штрафам за моральный ущерб, которые заплатили все российские газеты, - это, конечно, экстраординарное решение. Я не считаю его справедливым и думаю, что газета должна его опротестовывать. Это моя точка зрения как одного из руководителей министерства. Мы встречались с представителями газеты и обсуждали эту тему. Другого выхода, кроме как опротестовать решение суда, не существует.
- Многие уже говорят о том, что началась зачистка СМИ перед грядущими парламентскими выборами...
- Я не думаю, что предстоящие выборы будут настолько острыми и настолько тяжелыми, что СМИ к ним должны так серьезно и масштабно готовиться.
(Наталия Ростова)
Лесин приватизирует полиграфию России
Газета ВЕРСИЯ, №49(272), 22-28 декабря 2003 г.
|